Материалы

Проблемы современного молодого казахстанца, связанные с трудоустройством.

Трудности имеют свойство возникать у всех, но почему проблемы молодых людей привлекают к себе внимание? Молодежь не имеет достаточного опыта для решения возникших сложностей, в связи с чем рождаются новые. Часто они сталкиваются с препятствиями, которые на первый взгляд не от них зависят. Однако, все всегда зависит от самого человека. Ситуацию изменить нельзя, но можно найти самый оптимальный способ решить проблему.

К счастью, в Казахстане нет высокого уровня молодежной преступности и наркомании, дискриминации. Опираясь на проведенный опрос среди граждан из разных городов, в возрасте 16-35, можно сказать, что в большинстве они не знают, чем заниматься в жизни, куда устроиться на работу, как прокормить себя и семью. Уровень безработицы тоже не велик. Какова важность выбора профессии, что в этом вопросе находятся подводные камни?

Выбор профессии очень важен для казахстанцев, потому как от этого частично зависит вопрос трудоустройства. Любящий свою специальность выпускник будет с особым усердием искать вакансию, и будет проявлять свой потенциал максимально. Напротив, тот кому освоенная деятельность не нравится, подсознательно будет избегать занятие этим делом. Трудности не закончатся даже когда он трудоустроится. Если человек выбрал не ту сферу, и должность его будет не устраивать, то и эффективное выполнение задач под сомнением. Конечно, нельзя сказать, что все нелюбящие свою работу делают ее недобросовестно, но и большой отдачи ожидать не стоит. Такой человек блестящую карьеру вряд ли построит, не говоря уже о чувстве счастья. Общего уровня жизни населения это тоже касается. Представим, что не желавший поступать на медицинский, все так и поступил на окулиста и теперь работает в поликлинике, куда ходит большая часть населения страны. Велика вероятность халатности и равнодушия со стороны такого специалиста. То же самое касается и сфер юриспруденции, общепита, образования и многих других.

От чего рождаются подобные трудности?

Можно выявить ряд причин, создающих или содействующих созданию препятствия для трудоустройства. Первое, что приходит на ум, это – как упоминалось выше, безразличие (иногда ненависть) к своей деятельности. Второе, отсутствие доступного образования для всех, отсюда частично вытекает и первое, потому что часто абитуриенты поступают на ту специальность, по которой есть грант. И порой, они могут даже объяснить в чем важность и специфика их профессий. Недоступность образования еще на корню отрезает хорошего (будущего) специалиста от рынка труда. Третье, это – менталитет. А точнее, желание родителей настоять на своем и требование от своего чадо продолжать семейное дело/стать тем, кто себя прокормит/учиться на приемлемую специальность/грант. Двумя словами – отсутствие выбора. Отсюда также рождается первое, но и велика вероятность, что студент даже не дойдет до диплома. А с чем сталкиваются те, кто и сам выбирал чем ему заниматься по жизни, и сам поступил куда и хотел, и закончил с красным, и вполне компетентен? Чаще всего их (из-за нехватки опыта) не берут на должность, либо это место дадут сыну начальника. Если же он смог трудоустроиться, то это не всегда хорошая заработная плата. Но даже так, многие выпускники вполне готовы к этому, лишь бы была работа. Ведь они полны сил, энергии, потенциала. Но также, хватает и страха неудач, неуверенности в себе и неопределенности. Главное, помочь им правильно. Не бездействовать пока они формируются, потом требовать уверенной отдачи карьере. Пока не поможем им определить, чего они хотят, бесполезно открывать новые вакансии. Если, по воле случая вакансию может занять тот, кто безразличен к профессии, - а не тот, кто любит ее и компетентен, то и загвоздки вышеуказанные не исчезнут. Проблему решать нужно у основания, а в данном случае, в период формирования личности. Много труда не составит поддержать молодежь в определении склонностей, интересов и профессиональной ориентации. Главное делать это своевременно.

Автор статьи Гаухар Кыдырбаева